Зачем нам и нашей душе нужно искусство?
Арт-терапия.
Зачем нам и нашей душе нужно искусство?
Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые не оставляют нас равнодушными, каждый раз, обращаясь к искусству, мы с его помощью пытаемся приспособиться к изменениям в нашей жизни, пытаемся найти смысл того, что мы делаем, чувствуем, думаем, смысл того, как мы живем.
Каким образом искусство и творчество могут исцелять?
- Самовыражение (экспрессия). Искусство и методы арт-терапии подчас становятся единственным видом "связи" между человеком и миром, клиентом и консультантом, пациентом и психотерапевтом.
- Искусство и творчество. Искусство и методы арт-терапии обращаются к внутренним силам человека, происходящим из его творческих возможностей.
- Творчество и удовольствие. Творчество как процесс неразрывно связано с понятием удовольствия. Методы арт-терапии являются одними из наиболее бережных и экологичных способов решения внутренних задач и проблем.
- Искусство и научение. Великое свойство искусства состоит в том, что это уникальный способ передачи универсального и индивидуального человеческого опыта.
- Искусство и игра. В методах арт-терапии появляется Игра, и мы попадаем в очень комфортное и безопасное пространство, и в этом пространстве вдруг оказывается, что на самом деле "я очень многое могу", и в частности - могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни.
Для методов арт-терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества пациента), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства.
Чем арт-терапия отличается от других психотерапевтических методов?
Методы арт терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и "зигзагами судьбы", умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая "вдохновения" или особых условий для творчества.
Где и как применяться метод арт-терапии?
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, (невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков. Применяя методы арт-терапии пациентам предлагают, разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.).
НАПРИМЕР:
Индивидуальное и групповое рисование.
Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
Упражнение: сотворение глиняного мира.
Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы. Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.
Арт-терапия в человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование. Задача арт-терапии не сделать всех людей художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Интегрирующая роль искусства заключается в том, что творческий процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует внутренние.
Арт-терапия важна тем, что оказывается психологическая помощь подросткам в период подготовки к экзаменам, что позволяет им более полно реализовать возможности личностного развития. Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь выпускникам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты.
источник: http://www.loghelp.ru/artterapia.html